Квалифицированная юридическая помощь

телефоны: (383)335-10-41

каталог всех публикаций / КС РФ не усмотрел неконституционности статьи 269 НК РФ о нормировании процентов по контролируемой задолженности

  

Конституционный Суд Российской Федерации Определением №1578-О от 17.07.2014 отказал в принятии к рассмотрению жалобы налогоплательщика, оспаривавшего конституционность пунктов 2, 3, 4 статьи 269 НК РФ, предусматривающих ограничение на включение в состав расходов, учитываемых для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль процентов, по контролируемой задолженности – задолженности по долговым обязательствам перед аффилированной иностранной компанией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) российского налогоплательщика.

Оспаривая конституционность указанных законоположений, налогоплательщик ссылался на: (1) изменение практики их применения после принятия Президиумом ВАС РФ постановления от 15 ноября 2011 года № 8654/11, что, по мнению заявителя, не соответствует правилам действия законодательства о налогах и сборах во времени, (2) недопустимость применения предусмотренных ими ограничений в ситуациях, когда действия налогоплательщика не были направлены на минимизацию своего налогообложения; (3) нарушение принципа равенства, т.к. предусмотренные ими ограничения распространяются только на контролируемую задолженность перед иностранными, но не российскими организациями.

Однако Конституционный Суд РФ не усмотрел несоответствия Конституции РФ подобного правового регулирования, отметив, что:

принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов;

законодатель предусмотрел особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, исходя при этом не только из особенностей правовой природы долговых обязательств, но и из необходимости исключения такого правового порядка, при котором существует возможность посредством придания отношениям с иным экономическим содержанием формы долгового обязательства получить необоснованную налоговую выгоду;

дополнительное требование к размеру контролируемой задолженности, которому налогоплательщику нужно соответствовать, чтобы при исчислении налога на прибыль организаций включить во внереализационные расходы проценты по долговым обязательствам в полном объеме, следует рассматривать как меру противодействия злоупотреблениям в налоговых правоотношениях, что означает отсутствие оснований полагать, что оспариваемые законоположения могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.

Доводы заявителя о фактическом придании обратной силы правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в постановлении от 15 ноября 2011 года № 8654/11, фактически были оставлены Конституционным Судом РФ без оценки.