Квалифицированная юридическая помощь

телефоны: (383)335-10-41

Антикризисный план Правительства

 Антикризисный план Правительства 

Новости на сайт:

1. Распоряжением от 27.01.2015 №98-р Правительство РФ утвердило антикризисный план. Среди прочего, этот план содержит меры, касающиеся налогообложения. В частности, им предусматривается:

· предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", с 6 процентов до 1 процента;

· расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения;

· предоставление права субъектам Российской Федерации снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей);

· установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу "одного окна", а также введение особого порядка исчисления и уплаты налога на доход физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей ("патент для самозанятых граждан");

· предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 15 процентов до 7,5 процента;

· распространение права на применение 2-летних "налоговых каникул" всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг. 

Изменен срок уплаты НДС

 Изменен срок уплаты НДС 

Федеральным законом №382-ФЗ изменены сроки уплаты НДС. Его, как и прежде, нужно уплачивать ежемесячно тремя равным частями, но не до 20-го числа соответствующего месяца, как было ранее, а до 25-го числа.

Также указанным законом прямо предусмотрено право налогоплательщика заявлять налоговые вычеты не в том периоде, когда соответствующие товары (работы, услуги) и имущественные права были приобретены или ввезены в РФ, но и в течение последующих трех лет.

Примечательно, что ранее такое право налогоплательщика было подтверждено Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 №33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС" (п.27). Соответственно, указанными поправками подобное право налогоплательщиком сейчас подтверждено на законодательном уровне.

Для НДФЛ доход при продаже недвижимости будет определяться в размере не менее 70% от кадастровой стоимости

 Для НДФЛ доход при продаже недвижимости будет определяться в размере не менее 70% от кадастровой стоимости 

Президентом РФ подписан Федеральный закон №382-ФЗ, которым, среди прочего, прикрывается известная "лазейку" от уплаты НДФЛ при продаже недвижимого имущества, когда цена такого имущества в договоре устанавливалась сторонами в размере 1 млн.рублей, что позволяет получить имущественный налоговый вычет в указанном размере и не платить налог.

Данные поправки предусматривают, что если продажная цена недвижимости определена сторонами в договоре в размере менее 70% от кадастровой стоимости соответствующего объекта, для целей налогообложения доходом признается не цена, указанная в договоре, а кадастровая стоимость с понижающим коэффициентом 0,7.

Этим же законом также увеличивается период нахождения недвижимого имущества в собственности налогоплательщика для освобождения доходов от ее продажи от налогообложения. Если сейчас этот период составляет три года независимо от того, по каким основаниям налогоплательщиком приобретена эта недвижимость, то поправки увеличивают это срок до пяти лет. Исключение предусмотрено лишь для продажи недвижимости, полученной налогоплательщиком: (1)  в порядке наследования или в дар от близких родственников; (2) в порядке приватизации; (3) по договору ренты. Лишь для таких объектов срок, в течение которого достаточно владеть ими на праве собственности для того, чтобы не платить НДФЛ при их продаже, сохраняется равным трем годам.

Данные поправки вступят в силу с 01.01.2016.

Ставка НДФЛ по дивидендам увеличится с 9% до 13%

 Ставка НДФЛ по дивидендам увеличится с 9% до 13% 

В соответствии с действующей в настоящее время редакцией статьи 224 НК РФ налоговая ставка по НДФЛ установлена в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1). В свою очередь пунктом 4 указанной статьи налоговая ставка отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, установлена в размере 9 процентов.

Между тем, Федеральным законом №366-ФЗ от 24.11.2014 пункт 4 статьи 224 НК РФ признается утратившим силу. Соответственно, доходы физических лиц – налоговых резидентов РФ в виде дивидендов будут облагаться по общей налоговой ставке – 13 процентов.

Согласно статье 8 этого закона его положения в части признания утратившим силу пункта 4 статьи 224 НК РФ должны вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, т.е. не ранее 01.01.2015.

Соответственно, доходы в виде дивидендов, полученные физическими лицами – налоговыми резидентами РФ начиная с 01.01.2015, будут облагаться по ставке 13 процентов.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества общество вправе принимать ежеквартально, раз в полгода или раз в год.

Соответственно, прибыль, полученную обществом по итогам 9 месяцев 2014 года (а также прибыль прошлых лет, еще не распределенную участниками), целесообразно распределить уже сейчас – не дожидаясь вступления в силу указанных изменений, чтобы дивиденды, которые будут получены участниками еще в 2014 году, облагались НДФЛ по ставке 9 процентов, а не по ставке 13 процентов, которая будет применяться с 01.01.2015.

 

Третейский суд при Сбербанке может рассматривать дела с участием самого Сбербанка

 Третейский суд при Сбербанке может рассматривать дела с участием самого Сбербанка 

Конституционный Суд РФ, рассмотрев жалобу Сбербанка России, признал, что споры с его участием могут рассматриваться третейским судом АНО "Центр Третейского Разбирательство", одним из учредителей которой является сам Сбербанк (Постановление №30-П от 18.11.2014).

Ранее при рассмотрении конкретного дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения этого третейского суда Президиум ВАС РФ признал, что рассмотрение указанным судом дел с участием Сбербанка России нарушает принцип объективной беспристрастности (Постановление №1567/13 от 16.07.2013). Однако Конституционный Суд РФ встал в споре по этому вопросу на сторону Сбербанка, сочтя, что в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда не может быть отказано лишь на том основании что сторона, в пользу которой оно принято, является одним из учредителей автономной некоммерческой организации, при которой создан данный третейский суд.

 

С 01.01.2015 вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг

Федеральным законом от 04.11.2014 №348-ФЗ в частью первую НК РФ внесены поправки, в соответствии с которым с 01.01.2015 вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг.

Указанная форма налогового контроля будет применяться только в отношении крупных налогоплательщиков, отвечающих следующим критериям:

  • совокупная сумма подлежащих уплате налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы, НДПИ) за предшествующий год составляет не менее 300 млн рублей;
  • суммарный объем полученных доходов за предшествующий год - не менее 3 млрд рублей;
  • совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 3 млрд рублей.

За период, в котором производился налоговый мониторинг в отношении налогоплательщика, по общему правилу не будут проводиться ни камеральные, ни выездные налоговые проверки такого налогоплательщика.

Налоговый мониторинг будет производится налоговыми органами по заявлению налогоплательщика.

При проведении налогового мониторинга налоговым органом будут направляться "мотивированные мнения" по инициативе самого налогового органа или налогоплательщика, отражающие позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. 

Выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, полученного в ходе налогового мониторинга, освобождает налогоплательщика от взимания пеней за несвоевременную уплату налогов, даже если впоследствии окажется, что налог налогоплательщиком все же подлежал уплате.

Семинар в Законодательном собрании Новосибирской области

 Семинар в Законодательном собрании Новосибирской области 

 02.10.2014 директор ООО "МТК КОНСАЛТИНГ" Белик Станислав Евгеньевич принял участие в семинаре с помощниками депутатов Законодательного собрания Новосибирской области по вопросам правового регулирования отдельных общественных отношений. В частности, он выступил с докладом по темам:

1. Защита прав и интересов граждан при строительстве многоквартирных жилых домов на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

2. Управление многоквартирными жилыми домами. Правовое регулирование взаимоотношений собственников жилых помещений с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами. Оспаривание решений и действий общих собраний собственников помещений, управляющих компаний или ТСЖ.

3. Способы защиты прав собственников помещений в многоквартирных жилых домах от "неблагополучных" соседей.

4. Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с садоводческими и дачными некоммерческими объединениями.

  

Налог на имущество физических лиц будет уплачиваться от кадастровой стоимости

 Налог на имущество физических лиц будет уплачиваться от кадастровой стоимости 

Президентом РФ подписан Федеральный закон от 04.10.2014 №284-ФЗ, которым Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой, посвященной налогу на имущество физических лиц.

В отличие от ранее действовавшего порядка исчисления указанного налога, данными поправками предусмотрен переход к 2020 году на взимание его не от инвентаризационной, а от кадастровой стоимости соответствующих объектов. Жилые дома, включая незавершенные строительством, жилые помещения, недвижимые комплексы с домами, гаражи, машино-места, строения площадью до 50 кв.метров на дачных (огородных, подсобных, под ИЖД) участках будут облагаться налогом по ставке до 0,1% от кадастровой стоимости. Бизнес-недвижимость и элитная недвижимость кадастровой стоимостью от 300 млн рублей будут облагаться по ставке до 2%. Для остальных объектов установлена предельная ставка налога в размере 0,5%.  

 

ФНС России о постановлении Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013

 ФНС России о постановлении Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013 

22.08.2014, т.е. уже после упразднения ВАС РФ, письмом N СА-4-7/16692 ФНС России довела до нижестоящих налоговых органов свои "комментарии" к постановлению Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" 

В частности, в этом письме ФНС России отмечено, что правовая позиция ВАС РФ об определении суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем, как в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими, не подлежит применению в случае установления налоговым органом факта отсутствия реальных хозяйственных операций в рамках исполнения спорных сделок.

Также ФНС России, несмотря на разъяснения ВАС РФ о том, что осмотр помещений и территории налогоплательщика не может осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки, указало, что если такой осмотр произведен до начала соответствующей камеральной налоговой проверки, то полученный в ходе осмотра протокол может быть использован налоговым органом в качестве доказательства нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. 

Обзор ВС РФ об истребовании жилых помещений у добросовестных приобретателей по искам государственных органов и органов местного самоуправления

 Обзор ВС РФ об истребовании жилых помещений у добросовестных приобретателей  по искам государственных органов и органов местного самоуправления 

01.10.2014 Президиумом Верховного Суда РФ утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления.

В частности, в указанном Обзоре ВС РФ отметил, что:

· если жилое помещение выбыло из владения Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в результате действий лица, которое не имело права его отчуждать, и уполномоченный собственником жилищного фонда орган непосредственно не совершал каких-либо действий, направленных на отчуждение данного недвижимого имущества, собственник вправе истребовать его из чужого незаконного владения, в том числе от добросовестного приобретателя;

· недействительность сделки по отчуждению жилого помещения сама по себе не свидетельствует о выбытии недвижимого имущества из владения Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования помимо воли собственника;

· течение срока исковой давности по искам об истребовании недвижимого имущества (жилых помещений) из чужого незаконного владения начинается со дня, когда уполномоченный собственником жилищного фонда орган узнал или должен был узнать о нарушении своего права. К искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, составляющий три года;

· разрешая вопрос о добросовестности (недобросовестности) приобретателя жилого помещения, необходимо учитывать осведомленность приобретателя жилого помещения о наличии записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности отчуждателя имущества, а также принятие им разумных мер для выяснения правомочий продавца на отчуждение жилого помещения.

Примечательны примеры, приведенные ВС РФ в обоснование последнего тезиса.

В частности, судом отмечено, что о добросовестности приобретателя свидетельствуют следующие обстоятельства:

· продавцом были предоставлены все правоустанавливающие документы на жилое помещение,

· на приобретение спорной квартиры покупателем получен ипотечный кредит, а также использованы средства материнского капитала.

· принадлежность квартиры продавцу проверялась не только покупателем, но и сотрудниками риэлторского агентства, в которое покупатель обращался с целью приобретения квартиры, а также работниками банка при выдаче ипотечного кредита.

Напротив, о недобросовестности приобретателя может свидетельствовать то, что квартира в течение непродолжительного периода времени (полутора месяцев) неоднократно (трижды) являлась предметом договора купли-продажи и дарения и продавалась по цене существенно ниже ее рыночной стоимости, что должно было вызвать у покупателя разумные сомнения в праве продавца на отчуждение имущества. 

Специалисты компании МТК КОНСАЛТИНГ добились признания недействительным решения налогового органа о принятии обеспечительных мер

 Специалисты компании МТК КОНСАЛТИНГ добились признания недействительным решения налогового органа о принятии обеспечительных мер 

Специалисты компании "МТК КОНСАЛТИНГ" добились в арбитражном суде Новосибирской области признания недействительным решения налогового органа о принятии обеспечительных мер, которым налогоплательщику было запрещено отчуждать (передавать в залог) принадлежащее ему имущество рыночной стоимостью более 450 млн.рублей (дело №А45-12983/2014)

Рассматривая данное дело суд согласился с нашими доводами:

о недопустимости принятия налоговым органом обеспечительных мер в отношении имущества, которые уже является предметом действующих договоров залога, заключенных налогоплательщиком до проведения в отношении него выездной налоговой проверки;

об отсутствии оснований сохранения в силе решения об обеспечительных мерах, вынесенного налоговым органом, после того как по делу, в рамках которого налогоплательщик оспаривает законность и обоснованность решения о привлечении его к налоговой ответственности, судом по ходатайству налогоплательщика были приняты обеспечительные меры, которыми действие решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, было приостановлено;

о несоответствии требованиям пункта 10 статьи 101 НК РФ решения налогового органа о принятии обеспечительных мер, поскольку рыночная стоимость имущества налогоплательщика, в отношении которого инспекцией были приняты обеспечительные меры, в несколько раз превышает сумму доначисленных ему налогов, пеней и штрафов.

 

КС РФ не усмотрел неконституционности статьи 269 НК РФ о нормировании процентов по контролируемой задолженности

 КС РФ не усмотрел неконституционности статьи 269 НК РФ о нормировании процентов по контролируемой задолженности 

Конституционный Суд Российской Федерации Определением №1578-О от 17.07.2014 отказал в принятии к рассмотрению жалобы налогоплательщика, оспаривавшего конституционность пунктов 2, 3, 4 статьи 269 НК РФ, предусматривающих ограничение на включение в состав расходов, учитываемых для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль процентов, по контролируемой задолженности – задолженности по долговым обязательствам перед аффилированной иностранной компанией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) российского налогоплательщика.

Оспаривая конституционность указанных законоположений, налогоплательщик ссылался на: (1) изменение практики их применения после принятия Президиумом ВАС РФ постановления от 15 ноября 2011 года № 8654/11, что, по мнению заявителя, не соответствует правилам действия законодательства о налогах и сборах во времени, (2) недопустимость применения предусмотренных ими ограничений в ситуациях, когда действия налогоплательщика не были направлены на минимизацию своего налогообложения; (3) нарушение принципа равенства, т.к. предусмотренные ими ограничения распространяются только на контролируемую задолженность перед иностранными, но не российскими организациями.

Однако Конституционный Суд РФ не усмотрел несоответствия Конституции РФ подобного правового регулирования, отметив, что:

принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов;

законодатель предусмотрел особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, исходя при этом не только из особенностей правовой природы долговых обязательств, но и из необходимости исключения такого правового порядка, при котором существует возможность посредством придания отношениям с иным экономическим содержанием формы долгового обязательства получить необоснованную налоговую выгоду;

дополнительное требование к размеру контролируемой задолженности, которому налогоплательщику нужно соответствовать, чтобы при исчислении налога на прибыль организаций включить во внереализационные расходы проценты по долговым обязательствам в полном объеме, следует рассматривать как меру противодействия злоупотреблениям в налоговых правоотношениях, что означает отсутствие оснований полагать, что оспариваемые законоположения могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.

Доводы заявителя о фактическом придании обратной силы правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в постановлении от 15 ноября 2011 года № 8654/11, фактически были оставлены Конституционным Судом РФ без оценки.

   

Опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ "О последствиях расторжения договора"

 Опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ  "О последствиях расторжения договора" 

11.07.2014 на сайте ВАС РФ опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ №35 от 06.06.2014 "О последствиях расторжения договора".

В этом постановлении, в частности, разъяснено, что:

при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора;

стороны расторгнутого договора не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, лишь в случаях, когда встречные имущественные предоставления по расторгнутому впоследствии договору к моменту расторжения осуществлены надлежащим образом либо при делимости предмета обязательства размеры произведенных сторонами имущественных предоставлений эквивалентны, а потому интересы сторон договора не нарушены. Если судом будет установлено нарушение эквивалентности встречных предоставлений вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей одной из сторон, сторона, передавшая имущество, вправе требовать возврата переданного другой стороне в той мере, в какой это нарушает согласованную сторонами эквивалентность встречных предоставлений;

сторона расторгнутого договора, которой было возвращено переданное ею в собственность другой стороне имущество, приобретает право собственности на это имущество производным способом от другой стороны расторгнутого договора. Следовательно, обременения (например, ипотека), установленные собственником в отношении этого имущества до момента передачи его обратно в собственность лицу, заявившему требование о расторжении договора, сохраняются, за исключением случаев заведомо недобросовестного поведения лица, в пользу которого было установлено соответствующее обременение.

Читайте также:
 Юридическая помощь по налоговым спорам
 и
Услуги, которые оказывает налоговый адвокат / юрист.

03 июля 2014 года на заседании Президиума ВАС РФ будет рассмотрен проект постановления Пленума ВАС РФ "О примирительных процедурах"

 03 июля 2014 года на заседании Президиума ВАС РФ будет рассмотрен проект постановления Пленума ВАС РФ "О примирительных процедурах" 

Среди прочего, проект постановления содержит разъяснения об особенностях примирения по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. В частности, в нем отмечено, что такие споры могут быть урегулированы путем заключения соглашения, которое может быть заключено органом, чьи ненормативные  правовые акты, решения или действия (бездействия) оспариваются. Результатами примирения в этом случае являются: признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела; соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица; частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований вследствие достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях.

По налоговым спорам предметом таких соглашений не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций, в сравнении с тем, как такие последствия определены законом. Например, предметом такого соглашения не может выступать вопрос о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пени, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям.

Вместе с тем, возможно заключение соглашений, в которых сторонами могут быть признаны обстоятельства, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий (например, признание налоговым органом не учтенных в ходе мероприятий налогового контроля сумм расходов и налоговых вычетов, влияющих на действительный размер налоговой обязанности, признание наличия смягчающих обстоятельств, приводящих к уменьшению размера налоговых санкций и др.), которые содержат правовую квалификацию деятельности лица, участвующего в деле, влекущую изменение размера его налоговой обязанности (например, признание экономически обоснованного и (или) документально подтвержденного размера произведенных расходов, нормальной величины потерь товаров, приемлемости используемых налогоплательщиком способов налоговой оптимизации его деятельности и др.). В таком случае в соглашении об урегулировании спора могут содержаться условия о скорректированном размере налоговой обязанности. При этом такое соглашение может охватывать вопросы, не относящиеся напрямую к предмету судебного разбирательства, например, имеющие отношение к предыдущим налоговым периодам, не охваченным оспариваемым в суде решением налогового органа. Кроме того, в соглашении могут содержаться условия о порядке уплаты соответствующих сумм налогов, пени и штрафов, в т.ч. об их отсрочке или рассрочке.

Стоит отметить, что в практике Президиума ВАС РФ и ранее уже встречались прецеденты об утверждении мировых соглашений по налоговым спорам – Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2012 №16370/11 по делу ООО "Лоялти Партнерс Восток". Примечательно, что в этом утвержденном самим Президиумом ВАС РФ мировом соглашении содержалось условие о принятии налоговым органом на себя обязанности по неначислению налогоплательщику пени за несвоевременную уплату суммы доначисленного ему налога на прибыль, что идет вразрез с разъяснениями, содержащимися в приведенном проекте постановления Пленума ВАС РФ, в котором указано, что предметом соглашения по налоговым спорам не может выступать вопрос об изменении правил исчисления пени.  

Опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ по спорам, связанным со взиманием НДС

 Опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ по спорам, связанным со взиманием НДС 

24.06.2014 на сайте ВАС РФ опубликовано Постановление Пленума "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".

Опубликованы поправки в АПК РФ в связи с упразднением ВАС РФ

 Опубликованы поправки в АПК РФ в связи с упразднением ВАС РФ 

Федеральным законом №186-ФЗ от 28.06.2014 в АПК РФ внесены изменения, связанные с упразднением ВАС РФ.

Ключевые изменения:

  • введен институт т.н. "двойной кассации", предполагающий пересмотр в порядке кассационного производства судебных актов арбитражных судов в Судебной коллегии ВС РФ;
  • определены правила рассмотрения дел в порядке надзора Президиумом ВС РФ;
  • в связи с исключением полномочий арбитражных судов по рассмотрению дел о признании недействующими нормативных правовых актов (НПА) глава 23 АПК РФ, определявшая ранее правила рассмотрения указанной категории дел, изложена в новой редакции, и ныне определяет порядок рассмотрения дел об оспаривании НПА Судом по интеллектуальным правам, который будет рассматривать указанные дела, отнесенные к сфере своих полномочий.

Данный Федеральный закон вступает в силу через 180 дней с момента его опубликования.


Компания МТК-Консалтинг оказывает юридические услуги в сфере налоговых споров, споров о недвижимости, хозяйственных споров и др. Лучшие адвокаты и юристы города готовы вам помочь.
Обращайтесь за юридической помощью в Новосибирске по телефону 335-10-41. Вы можете обратиться к нам по почте E-mail: s.belik@mtk-nsk.ru , оставить ваши контактные данные, мы свяжемся с вами.

Читайте также:
 Юридическая помощь по налоговым спорам
 и
Налоговый адвокат / юрист.

Нарушение запрета на распоряжение товаров, наложенного таможенным органом, не влечет недействительность сделки по отчуждению этого имущества

 Нарушение запрета на распоряжение товаров, наложенного таможенным органом, не влечет недействительность сделки по отчуждению этого имущества 

Президиумом ВАС РФ в постановлении №13691/13 от 28.01.2014 сформулирована правовая позиция о  том, что запрет на распоряжение условно выпущенным товаром, и последствия нарушения этого запрета определены таможенным законодательством, которое регулирует публично-правовые отношения. Эти последствия состоят не в признании сделки недействительной и возврате ее сторон в первоначальное положение, а в уплате нарушившим запрет лицом государству ввозных таможенных платежей. Таким образом, нарушение запрета порождает отношения не между сторонами сделки, связанной с распоряжением условно выпущенным товаром, а между государством и нарушившим запрет лицом, которые относятся к публично-правовой сфере. Последствия подобных нарушений иные: они не затрагивают действительности сделки по распоряжению условно выпущенным товаром и не влекут ее недействительности, наступают для конкретных лиц – нарушителей, а не для сделок. В силу статьи 10 Гражданского кодекса добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Поэтому при подписании договора, предусматривающего распоряжение условно выпущенным товаром, презюмируется, что соответствующая сторона имела намерение осуществить такое распоряжение после выполнения публичной обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Невыполнение ею этой обязанности влечет для нее, а не для другой стороны сделки, неблагоприятные последствия, причем в сфере не гражданских, а таможенных отношений .

Данная правовая позиция, по нашему мнению, в полной мере применима и к ситуациям отчуждения налогоплательщиком имущества, в отношении которого налоговым органом в соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ наложены обеспечительные меры в целях обеспечения взыскания с налогоплательщика доначисленных ему налогов, пеней и штрафов. Следуя логике Президиума ВАС РФ, приведенной в указанном постановлении, в этом случае такие сделки по отчуждению налогоплательщиком имущества не могут быть признаны недействительными только на том основании, что ранее в отношении этого имущества налоговым органом был наложен соответствующий запрет по его (имуществу) отчуждению, если только не будет доказана недобросовестность участников таких сделок и неразумность их действий при их заключении.

Пленум ВАС РФ рассмотрит вопросы практики применения законодательства о гос.пошлине и сделок с долями в уставных капиталах ООО

 Пленум ВАС РФ рассмотрит вопросы практики применения законодательства о гос.пошлине и сделок с долями в уставных капиталах ООО 

15.05.2014 Пленум ВАС РФ рассмотрит вопросы практики применения законодательства о государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в арбитражный суд, а также о сделках с долями в уставных капиталах ООО.

При рассмотрении первого из указанных проектов ВАС РФ, в частности, намерен определиться по вопросам о давности зачета ранее уплаченной гос.пошлины; о возможности округления сумм гос.пошлины до полных рублей; о применимости придания обратной силы изменений, касающихся гос.пошлины, улучшающих или ухудшающих положение плательщиков и др. 

Во втором своем проекте ВАС РФ предлагает ввести разграничения между договором, устанавливающим обязательство совершить сделку, направленную на отчуждение доли - "договор на отчуждение доли", и сделку, собственно направленную на отчуждение доли - "распорядительную сделку", с другой. Сообразно этому делается вывод, что нотариальному удостоверению подлежат только распорядительные сделки.

Читайте также: Юридическая помощь по налоговым спорам

Изменения в главу 4 ГК РФ "Юридические лица"

 Изменения в главу 4 ГК РФ "Юридические лица" 

Федеральным законом №99-ФЗ от 05.05.2014 в главу 4 части первой ГК РФ, касающейся деятельности юридических лиц, внесены существенные изменения, вступающие в силу с 01.09.2014.

Указанные поправки, среди прочего, изменяют легальное определение юридического лица, вводят новые понятия "корпоративное юридическое лицо", предусматривают возможность наделения полномочиями выступать от имени юридического лица нескольких лиц, действующих совместно или независимо друг от друга, исключают понятие "разделительный баланс" и т.д.

Постановление ВАС РФ о присуждении взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта

 Постановление ВАС РФ о присуждении взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта 

Пленумом ВАС РФ принято постановление №22 от 04.04.2014 о присуждении взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта.

В нем ВАС РФ, среди прочего:

  • разъяснены вопросы исполнения судебных актов, в которых неустойка или проценты присуждены по день исполнения судебного акта;
  • указано на возможность взыскания процентов по ст.395 ГК РФ на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта;
  • предусмотрена возможность присуждения судом денежной суммы на случай неисполнения судебного акта в целях побуждения должника к своевременному исполнению судебного акта по неденежному требованию и компенсации за ожидание соответствующего исполнения.