Квалифицированная юридическая помощь

телефоны: (383)335-10-41

каталог всех публикаций / 03 июля 2014 года на заседании Президиума ВАС РФ будет рассмотрен проект постановления Пленума ВАС РФ "О примирительных процедурах"

  

Среди прочего, проект постановления содержит разъяснения об особенностях примирения по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. В частности, в нем отмечено, что такие споры могут быть урегулированы путем заключения соглашения, которое может быть заключено органом, чьи ненормативные  правовые акты, решения или действия (бездействия) оспариваются. Результатами примирения в этом случае являются: признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела; соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица; частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований вследствие достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях.

По налоговым спорам предметом таких соглашений не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций, в сравнении с тем, как такие последствия определены законом. Например, предметом такого соглашения не может выступать вопрос о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пени, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям.

Вместе с тем, возможно заключение соглашений, в которых сторонами могут быть признаны обстоятельства, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий (например, признание налоговым органом не учтенных в ходе мероприятий налогового контроля сумм расходов и налоговых вычетов, влияющих на действительный размер налоговой обязанности, признание наличия смягчающих обстоятельств, приводящих к уменьшению размера налоговых санкций и др.), которые содержат правовую квалификацию деятельности лица, участвующего в деле, влекущую изменение размера его налоговой обязанности (например, признание экономически обоснованного и (или) документально подтвержденного размера произведенных расходов, нормальной величины потерь товаров, приемлемости используемых налогоплательщиком способов налоговой оптимизации его деятельности и др.). В таком случае в соглашении об урегулировании спора могут содержаться условия о скорректированном размере налоговой обязанности. При этом такое соглашение может охватывать вопросы, не относящиеся напрямую к предмету судебного разбирательства, например, имеющие отношение к предыдущим налоговым периодам, не охваченным оспариваемым в суде решением налогового органа. Кроме того, в соглашении могут содержаться условия о порядке уплаты соответствующих сумм налогов, пени и штрафов, в т.ч. об их отсрочке или рассрочке.

Стоит отметить, что в практике Президиума ВАС РФ и ранее уже встречались прецеденты об утверждении мировых соглашений по налоговым спорам – Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2012 №16370/11 по делу ООО "Лоялти Партнерс Восток". Примечательно, что в этом утвержденном самим Президиумом ВАС РФ мировом соглашении содержалось условие о принятии налоговым органом на себя обязанности по неначислению налогоплательщику пени за несвоевременную уплату суммы доначисленного ему налога на прибыль, что идет вразрез с разъяснениями, содержащимися в приведенном проекте постановления Пленума ВАС РФ, в котором указано, что предметом соглашения по налоговым спорам не может выступать вопрос об изменении правил исчисления пени.